Налоговый аудит

Проверка налоговых рисков является одним из видов инициативного аудита.

Налоговый аудит – специальный вид аудита, по результатам которого делается суммовая и вероятностная оценка налоговых рисков компании. В ходе налогового аудита проводится проверка правильности определения налоговой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет, а также соблюдение организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Обязательное проведение налогового аудита законодательством не установлено, однако наличие налоговых рисков может угрожать организации не только штрафами и пенями, но и потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях, и уголовной ответственностью, что делает такой вид аудита все более актуальным.

Налоговый аудит как правило инициируется собственниками или руководителями компаний для выявления и устранения налоговых рисков для прохождения проверок налоговыми органами с минимальными потерями, а также для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет, исчисление и перечисление налогов.

Нашей компанией налоговый аудит проводится с использованием собственной методики, а также методики, применяемой при проверках налоговыми органами.

В ходе налогового аудита нами проверяются:

  • Полнота исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым организацией налогам. Выявляются объекты, не включенные в базу по налогам (например, объекты, являющиеся недвижимым имуществом для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, доходы в материальной форме для целей исчисления налоговой базы по НДФЛ и другие), а также излишне включенные в состав объектов (являющиеся необлагаемыми объектами);
  • Обоснованность применения налоговых ставок, в том числе пониженных или нулевых ставок налогов;
  • Обоснованность применения льгот по налогам, в том числе с учетом регионального законодательства;
  • Учетная политика для целей налогообложения на предмет соответствия требованиям Налогового кодекса РФ с учетом судебной практики;
  • Правильность составления налоговой отчетности и своевременность перечисления налогов в бюджет;
  • Соблюдение организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Особое внимание уделяется наличию признаков недобросовестности контрагентов:
    !
     невозможность реального осуществления Контрагентом операций, для выполнения которых заключен договор, с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
    ! отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств и других активов;
    взаимозависимость организации с Контрагентом или его сотрудниками;
    нарушение Контрагентом налогового законодательства в прошлом;
    разовый характер операций Контрагента;
    осуществление операции не по месту нахождения Контрагента;
    использование Контрагентом посредников при осуществлении хозяйственных операций;
    нахождение исполнительного органа Контрагента по адресу, отнесенному налоговыми органами к адресу массовой регистрации юридических лиц;
    физическое лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа Контрагента, является дисквалифицированным лицом или исполняет функции исполнительного органа в нескольких юридических лицах;
    другие признаки.

По результатам проведенной проверки налоговых рисков заказчику предоставляется письменная информация (отчет). В письменной информации (отчете) отражается перечень выявленных проблем, а также экспертные замечания и рекомендации по их устранению или исправлению.

В ходе проведения налогового аудита возможна проверка правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых организацией налогов в комплексе.