Проверка налоговых рисков является одним из видов инициативного аудита.
Налоговый аудит – специальный вид аудита, по результатам которого делается суммовая и вероятностная оценка налоговых рисков компании. В ходе налогового аудита проводится проверка правильности определения налоговой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет, а также соблюдение организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов.
Обязательное проведение налогового аудита законодательством не установлено, однако наличие налоговых рисков может угрожать организации не только штрафами и потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях, и уголовной ответственностью, что делает такой вид аудита все более актуальным.
Налоговый аудит как правило инициируется собственниками или руководителями компаний для выявления и устранения налоговых рисков для прохождения проверок налоговыми органами с минимальными потерями, а также для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет, исчисление и перечисление налогов.
Нашей компанией налоговый аудит проводится с использованием собственной методики, а также методики, применяемой при проверках налоговыми органами.
В ходе налогового аудита нами проверяются:
Полнота исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым организацией налогам. Выявляются объекты, не включенные в базу по налогам (например, являющиеся недвижимым имуществом для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, доходы в материальной форме для целей исчисления налоговой базы по НДФЛ и другие), а также излишне включенные в состав объектов (являющиеся необлагаемыми объектами);
Обоснованность применения налоговых ставок, в том числе пониженных или нулевых ставок налогов;
Обоснованность применения льгот по налогам, в том числе с учетом регионального законодательства;
Учетная политика для целей налогообложения на предмет соответствия требованиям Налогового кодекса РФ с учетом судебной практики;
Правильность составления налоговой отчетности и своевременность перечисления налогов в бюджет;
Соблюдение организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Особое внимание уделяется наличию признаков недобросовестности контрагентов:
- невозможность реального осуществления Контрагентом операций, для исполнения которых заключен договор, с учетом времени, места нахождения имущества объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств и других активов;
- нарушение Контрагентом налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операций Контрагента;
- осуществление операции не по месту нахождения Контрагента;
- использование Контрагентом посредников при осуществлении хозяйственных операций;
- нахождение исполнительного органа Контрагента по адресу, отнесенному налоговыми органами к адресу массовой регистрации юридических лиц;
- физическое лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа Контрагента, является дисквалифицированным лицом или исполняет функции исполнительного органа в нескольких юридических лицах;
- другие признаки.
По результатам проведенной проверки налоговых рисков заказчику предоставляется письменная информация (отчет). В письменной информации (отчете) отражается перечень выявленных проблем, а также экспертные замечания и рекомендации по их исправлению.